«Веселья час и боль разлуки…»: судьба композитора Поля Марселя

«Веселья час и боль разлуки…» — песня «Дружба» в исполнении Вадима Козина была невероятно популярной в 1937 году. На грампластинках было указано: стихи — Андрей Шмульян, музыка — Поль Марсель. Но буквально через несколько месяцев после выхода первой записи композитором песни «назначили» Вадима Сидорова, который был всего лишь ее аранжировщиком. Все дело в том, что 2 июня 1937 года композитор с экзотическим именем Поль Марсель был арестован по обвинению в принадлежности к троцкистской организации.

Поль Марсель

О судьбе Поля Марселя (настоящее имя — Леопо́льд Сендерович Иоселе́вич) когда-нибудь, наверное, снимут фильм. Его отец, Александр Иоселевич, сочувствовал анархистам и принимал участие в революционном движении под псевдонимами Ананьев и Александр Иванович Русаков (последний впоследствии станет его официальным именем). Однако в 1905 году он увез семью из России во Францию, подальше от погромов. Поль родился в Марселе, в 1908-м.

Поль Марсель и грампластинка 1937 года с указанием его авторства

Незадолго до рождения сына родители перебрались во Францию из Таганрога, спасаясь от черносотенных погромов. Отец Поля — Александр Иоселевич — увлекался анархистскими и революционными идеями, состоял в РСДРП, носил партийное имя Александр Русаков. Не успокоился он и по приезду во Францию: выступал против интервенции в Россию, организовал в Марселе забастовку портовых рабочих, за что был выслан из страны. В 1919 году бунтаря вместе с писателем и революционером Виктором Сержем (Виктором Кибальчичем) обменяли на арестованных в России французских офицеров. Так Русаковы вернулись в Россию. Но уже в Россию Советскую. Семья поселилась в Петрограде, где Поль с 16-летнего возраста начал писать музыку к песням и спектаклям — под псевдонимом Поль Марсель. В консерватории он подружился с Дмитрием Шостаковичем, с которым они иногда подрабатывали тапёрами в кинотеатрах, был знаком и со многими литераторами, в том числе Сергеем Есениным. По окончании в 1932 году ленинградской консерватории, он уехал на Дальний Восток, где руководил Театром Особой Дальневосточной Армии. Его отец к тому времени уже дважды арестовывался и был уволен с работы и лишен права на хлебные карточки и внутренний паспорт. В таких условиях и родилась знаменитая «Дружба». А еще множество песен и романсов на стихи Есенина, Блока, Пастернака, а также «Девушка из Нагасаки» на стихи Веры Инбер.

Семья Русаковых

Город на Неве не принес счастья семье Русаковых. В 1936 году был вновь арестован его отец. Советские власти не простили ему связи с Виктором Кибальчичем — участником антисталинской оппозиции, женатым, кстати, на Блюме — старшей сестре Поля. Другая его сестра, Эстер, была первой женой поэта и писателя Даниила Хармса. Она тоже попала в жернова сталинских лагерей по обвинению в троцкистских симпатиях, где и погибла, как и ее мать Ольга Григорьевна. Третья сестра Анита и брат Жозеф также отбывали сроки по политическим статьям. 2 июня 1937 года волна репрессий настигла и Поля. Музыканта арестовали и приговорили к 10 годам лагерей за принадлежность к несуществующей троцкистской организации. Именно после этого события фамилия Марселя пропала с советских грампластинок и нотных сборников.

Один из обитателей лагеря впоследствии писал:

«В нашей 25-й, по-видимому, в конце 1937 года сидел композитор, довольно популярный в то время. Поль Марсель Русаков. Его песня „Когда простым и нежным взором…“ была популярна. Родился он во Франции. Этого было достаточно, чтобы он получил свой срок за шпионаж».

Как музыкант и дирижер он был направлен в Музыкально-драматический театр Вятлага НКВД в Кировской области. Руководство лагеря искусство уважало, поэтому сегодня список постановок, художественным руководителем и дирижером которых был Поль Марсель, просто изумляет: инсценировка в 6-ти картинах с апофеозом «Василий Тёркин» (1943), программа «Марица» (1943), «Запорожец за Дунаем» (1944), «Цыганский барон» (1944), «Свадьба в Малиновке» (1944), «Травиата» (1945).

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Веселья час и боль разлуки…»: судьба композитора Поля Марселя